Главная »  События »  Челябинцы выбирают имя аэропорту

 

Стартовал третий этап общенационального проекта «Великие имена России», посвященного присвоению имен выдающихся соотечественников главным аэропортам России. Итоги будут подведены пятого декабря.

Имена выдающихся соотечественников, которые своими заслугами и трудом прославили страну, дополнят официальные наименования 45 российских аэропортов международного и федерального значения. В список кандидатов на присвоение имени Международному аэропорту Челябинск вошли физик-ядерщик Игорь Курчатов, ракетостроитель Виктор Макеев и военачальник Борис Шапошников.

Победитель выбирается путем общенародного голосования. Оно проходит в вузах и торгово-развлекательных комплексах Челябинска путем анкетирования, а также на сайте Великие имена.

Проект инициирован Общественной палатой РФ при поддержке Русского географического общества, Российского исторического общества, Общества любителей русской словесности, Российского военно-исторического общества.

Шорт-лист имен-претендентов:

Курчатов Игорь Васильевич (1903–1960)
Советский физик, создатель отечественной атомной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда.
Родился в семье почетного гражданина г. Сим (территория современного Ашинского р-на Челябинской области) выпускника Уфимского землемерного училища Василия Алексеевича Курчатова (1869—1941), работавшего помощником лесничего по лесо- и землеустройству в Симской горнозаводской даче, а позже — землемером-землеустроителем в Симбирской и Таврической губерниях. В сентябре 1920 года И.В. Курчатов поступил в Таврический университет на физико-математический факультет. К лету 1923 года, несмотря на голод и нужду, он досрочно и с отличными успехами закончил университет. Летом подрабатывал то на строительстве железной дороги, то сторожем, то воспитателем. Поступил на 3-й курс кораблестроительного факультета Петроградского политехнического института.
В 1925 году по рекомендации профессора С.Н. Усатого, с которым Курчатов работал в Баку, стал научным сотрудником в Физико-техническом институте в Ленинграде под руководством академика А.Ф. Иоффе.
С 1 октября 1930 года заведующий физическим отделом Ленинградского физико-технического института.
Одним из первых (в 1932 году) в СССР приступил к изучению физики атомного ядра. В это время И.В. Курчатов был сотрудником физического отдела Радиевого института, руководимого В.Г. Хлопиным, и одновременно возглавил лабораторию по изучению атомного ядра, созданную в ЛФТИ по инициативе А.Ф. Иоффе. В 1932 году Г.А. Гамов (в дальнейшем эмигрировавший в США) и Л.В. Мысовский представили к рассмотрению Ученым советом института проект нового прибора, и после его утверждения, под руководством и при непосредственном участии Г.А. Гамова (на начальном этапе), И.В. Курчатова и Л.В. Мысовского, создан первый в Европе циклотрон (запущен в 1937 году); именно на этой установке начал свои исследования И.В. Курчатов. В 1936 году И.В. Курчатовым, Б.В. Курчатовым, Л.И. Русиновым и Л.В. Мысовским в Радиевом институте было открыто явление изомерии искусственно созданных ядер.
Курчатова считают родоначальником советского атомного проекта, он вел его с самого старта 28 сентября 1942 года до собственной смерти.
Под руководством Курчатова была разработана также первая в мире водородная бомба РДС-6с мощностью 400 кт, подорванная 12 августа 1953 года.
Позже именно Курчатовский коллектив разработал термоядерную бомбу АН602 («Царь-бомба») рекордной мощности 52 000 кт.

Макеев Виктор Петрович (1924–1985)
Создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения Советского Союза и России, доктор технических наук, академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда.
Родился в семье рабочего. В 1930 году семья переехала в Москву. С 15 лет, закончив 7 классов школы, Виктор работал на авиационном заводе чертежником и одновременно учился в средней школе, затем работал конструктором.
После начала войны вместе с заводом эвакуировался в г. Казань. С 1942 года учился в Казанском авиационном институте. На заводе выпускали в то время пикирующие бомбардировщики Пе-2. Уже здесь Виктор Петрович проявил свои конструкторские способности, за что был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
В 1944 году перешел на учебу в Московский авиационный институт, который закончил в 1948 году. Дипломную практику проходил в НИИ-88 (г. Калининград Московской области, с 1996 года — город Королев), под руководством Сергея Павловича Королева.
В 1952 году в ОКБ-1 (особом конструкторском бюро) Королева Макеев был назначен ведущим конструктором проекта по созданию первой ракеты на жидком топливе Р-11. Испытания прошли успешно, и ракета была принята на вооружение уже в начале 1950-х годов. Позже была создана ее морская модификация — Р-11ФМ. Так основным направлением работы группы под руководством Виктора Петровича стали ракеты с подводным стартом.
Было решено создать специальное КБ по разработке ракет для подлодок на Урале. В марте 1955 года приказом министра 30-летний Макеев был назначен «главным конструктором СКБ-385 и одновременно заместителем главного конструктора ОКБ-1 С.П. Королева по ракете Р-11». К этому времени Виктор Петрович, многое взяв из королевских принципов организации работ, имел полностью перебравшееся в конце 1959 года из Златоуста в г. Миасс мощное головное конструкторское бюро с развитой производственной и специфической экспериментальной базой.
КБ машиностроения становится ведущей научно-конструкторской организацией страны. Под руководством Виктора Петровича сформировалась разветвленная кооперация научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, заводов-изготовителей, испытательных полигонов, решающая задачи разработки, изготовления, испытания и эксплуатации баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) в интересах Военно-Морского флота.
Итогом деятельности Макеева явилось создание отечественной школы морского ракетостроения. Три поколения морских ракетных комплексов, оперативно-тактическая сухопутная ракета, известная в мире под именем «Скад», все современные БРПЛ — результат творчества В.П. Макеева, плоды труда руководимого им конструкторского бюро. Он также руководил работой Научного совета АН СССР по механике конструкций из композиционных материалов, объединившего усилия крупнейших ученых страны и ведущих конструкторских и технологических организаций в деле создания новых материалов и эффективных конструкций.
Под руководством и при участии Макеева в г. Миасс велось строительство машгородка с торговым центром, гостиницей, дворцами культуры и спорта. При его содействии решались вопросы строительства и финансировании важных городских объектов, проектирование и строительство троллейбусного сообщения «Вокзал-машгородок», телевизионной вышки, строительство нового железнодорожного вокзала и других объектов.

Шапошников Борис Михайлович (1882–1945)
Российский и советский военачальник, военный и государственный деятель, военный теоретик. Маршал Советского Союза (1940).
Родился 2 октября 1882 г. в Златоусте, Уфимская губерния, Российская империя, в семье служащих. Отец, Михаил Петрович (1837—1912), выходец из оренбургских казаков, служил по частному найму. Мать, Пелагея Кузьминична, работала учительницей. Б.М. Шапошников учился в Красноуфимском промышленном и Пермском реальном училищах, которое окончил в 1899 году.
С августа 1914 года участвовал в Первой мировой войне в должности адъютанта штаба 14-й кавалерийской дивизии 14-го армейского корпуса на Юго-Западном фронте, показал хорошее знание тактики, проявил личную отвагу.
В ноябре 1917 года на съезде делегатов военно-революционных комитетов был избран начальником Кавказской гренадерской дивизии.
С 4 марта 1919 года — первый помощник начальника штаба Наркомвоенмора Украинской ССР. С 15 августа 1919 года — начальник Разведывательного отделения, а с 12 октября — начальник Оперативного управления Полевого штаба Реввоенсовета Республики.
Принимал участие в разработке плана по разгрому деникинских войск в октябре 1919 года. Один из авторов планов кампаний 1920 года на Юго-Западном, Западном фронтах и в Крыму.
Во время Гражданской войны Шапошников разрабатывал большинство основных директив, приказов, распоряжений фронтам и армиям. В 1921 году был награжден орденом Красного Знамени.
В 1930 году вступил в ВКП(б). С июля 1931 года — командующий войсками Приволжского ВО. В 1932—1935 годы — начальник, военный комиссар и профессор Военной академии имени М.В. Фрунзе.
7 мая 1940 года Шапошникову было присвоено звание Маршала Советского Союза. В августе 1940 года по состоянию здоровья он был снят с поста начальника Генштаба и назначен заместителем наркома обороны СССР по сооружению укрепленных районов (УР). С 10 сентября 1939 года по 9 апреля 1941 года — член Комитета обороны при СНК СССР.
С началом Великой Отечественной войны — с 23 июня по 16 июля 1941 года в Совете по эвакуации при СНК СССР. С 10 июля член Ставки ВГК. С 21 по 30 июля 1941 года начальник штаба главкома Западного направления. С 29 июля вновь назначен начальником Генштаба РККА. При его непосредственном участии были разработаны предложения по подготовке и ведению контрнаступления Красной Армии зимой 1941—1942 годов. С мая 1942 года по июнь 1943 года — заместитель наркома обороны СССР. В июне 1943 года назначен начальником Военной академии Генерального штаба.

Дата публикации: 29 ноября, 2018 [13:53]
Дата изменения: 30 ноября, 2018 [14:02]
← Вернуться

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.